Мы заботимся о наших покупателях, поэтому так важно знать Ваше мнение. Все Ваши предложения, пожелания или претензии по работе компании будут доставлены Директору по качеству.

+7

Деловой ежедневник "Компания": Семейный подряд

Деловой ежедневник "Компания": Семейный подряд

Стальной принц

Двадцать лет назад бывший мастер цеха оснастки Николай Компанец возглавил находившийся на грани закрытия новгородский завод "Эльбор". Он долго не мог найти свою нишу - выпускал похоронные венки, дверные замки, закаточные машинки, грабли и даже совки. Со временем достигнуть единообразия в этих направлениях ему помог сын Илья. Несмотря на то, что Компанец-старший посвятил развитию бизнеса всю жизнь, он понял, когда пришло время собирать вещи. Пять лет предприниматель проводил операцию "Преемник" - передавал Илье дела. Сейчас Компанецу 66 лет, и он гордится наследником: за первые годы руководства компанией сын переориентировал "Эльбор" на выпуск замков и стальных дверей, ввел принципы бережливого производства и смог увеличить мощности завода в тридцать раз.

Илья пришел в отцовский бизнес сразу после получения красного диплома инженера-экономиста на предприятиях машиностроения в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете. Николай Компанец, человек советской закалки, назначил его заместителем мастера цеха. Первые полгода директорский сын был у рабочих на подхвате - подносил детали. Вскоре он попросил повышения. "У людей советского поколения есть стойкое убеждение: чтобы к пятидесяти годам возглавить компанию, специалист должен пройти все этапы, начиная с низовой должности, - иронизирует Илья. - На такое развитие карьеры у меня не было двадцати лет". Но Компанец-старший, похоже, проверял наследника на прочность - подходящей топ-должности не нашлось. Тогда Илья в знак протеста сел в приемной и просидел там несколько месяцев без дела. Николай тоже не сдавался - боялся, что сотрудники воспринимают сына исключительно как протеже. Поэтому вместо повышения Илью ждала приемная главного инженера, а затем отделы конструкторов и экономистов. "Набирайся опыта", - эту фразу сын слышал от отца почти каждый день.

В 2002 г. Компанец-младший решил показать родителю, что набрался достаточно опыта. Итальянский производитель замков Cisa искал своего представителя в России. Узнав об этом, Илья послал в компанию предложение о сотрудничестве, приложив красочный бизнес-план. Тогда "Эльбор", помимо всякой всячины - "совков-граблей-сейфов", выпускал и замки. Итальянцам понравились идеи Ильи. В итоге завод получил 3 млн евро инвестиций на развитие производства, а Николай - доказательства готовности наследника возглавить семейный бизнес. Серьезные споры между отцом и сыном возникали на первых этапах передачи дел. Николай умеет разговаривать с рабочими и чиновниками, а вот слова "маржа" и "менеджмент" до сих пор старается не употреблять. Илье пришлось долго убеждать его закрыть остальные направления и сконцентрироваться на выпуске замков. "Я был амбициозным, отец - консервативным. Я рвался продвигать компанию вперед, а он не очень хотел рисковать", - вспоминает Илья. Коллектив "Эльбора" тоже принял реформаторские предложения Компанеца-младшего в штыки. Убеждая сотрудников в необходимости переустройства бизнеса, он использовал авторитет отца, но если и это не помогало, шел на радикальные меры - увольнял и набирал менеджеров нового поколения.

В 2005 г. американцы из Ingersoll Rand приобрели Cisa и свернули производство в России. "Эльбор" решил выпускать замки самостоятельно. Семья Компанецов выкупила оборудование, на которое выделили деньги еще итальянские партнеры, и вернула новым владельцам основную часть вложенных инвестиций. Илья к тому времени стал директором, за Николаем остались представительские функции. "Отец очень спокойно ушел на пенсию через год, и я занял его место. Он был счастлив - компания попала в хорошие руки", - отмечает Илья. Несмотря на деловые споры, сын сохранил отношения с отцом. "Наверное, потому, что тот доверял мне", - считает Илья. По его словам, секрет прост - нужно проводить черту между делом и личными отношениями, учиться слушать друг друга. Только в этом случае семейный бизнес будет процветать. Возглавив завод, Илья пошел по стопам Toyota. Так, на "Эльборе" наступила эра бережливого производства - мониторы, установленные на каждом участке, показывают количество деталей, сделанных за смену, и время, потраченное на их производство. Для сравнения бизнесмен приводит пример - в 1999 г. у рабочего на сборку замка уходил час, теперь - 2-2,5 минуты. Японская теория принесла свои плоды - мощности "Эльбора" увеличились в десятки раз, а количество сотрудников за шесть лет не изменилось - все та же тысяча человек. Чтобы облегчить себе жизнь, Компанец установил в цехах видеокамеры. Теперь за работой предприятия он наблюдает, не выходя из своего питерского офиса.

После расставания с Cisa Илья запустил собственный стартап - линию по производству стальных дверей. Вся прибыль с продажи замков уходила на развитие нового проекта, но денег оказалось недостаточно. "Пришлось привлечь кредитные ресурсы", - поясняет предприниматель, но при этом точную сумму не называет. В месяц "Эльбор" выпускает около 5000 взломостойких дверей по розничной цене от 15 000 до 30 000 руб. Товар минует посредников и сразу поступает на десять складов, раскиданных по регионам, и в двенадцать представительств, причем не только в России, но и в Белоруссии и Казахстане. Стартап еще не окупился, но показатели по продажам дверей вселяют в директора оптимизм: новое направление растет почти на 40% каждый год. Однако замки для стальных дверей по-прежнему остаются основным источником дохода завода. С 2000 г. "Эльбор" лидирует на этом рынке в России, Украине, Белоруссии, Грузии и Казахстане с долей 20-25%. "В год мы производим около 2 млн замков для металлических дверей, - рассказывает Илья. - Больше, чем любой наш конкурент".

В 2012 г. выручка завода превысила 1 млрд руб. Илья Компанец рассчитывает увеличить ее в этом году на 20%, в первую очередь за счет производства дверей, и со временем занять долю в 10% на этом рынке, годовой оборот которого составляет более $2 млрд. Следующий шаг - постепенное продвижение продукции в Украине, Белоруссии и Казахстане. Разумеется, в стратегии Илья Компанец учитывает вмешательство своих основных соперников - марийского завода "Гардиан" и саратовской компании "Торэкс". "Чем отличаемся от них? Мы делаем взломостойкие двери конвейерным способом, у нас низкая себестоимость и высокая производительность труда", - подчеркивает Илья. Итальянское оборудование "Эльбора" действительно выдает продукцию с конвейера практически молниеносно: 3 минуты - и дверь весом в 120 кг готова. Пенсионера Николая Компанеца подобный размах производства впечатляет. Он никогда не ставил цели воспитать наследника, а в итоге вырастил управленца с восточным мышлением - вроде Тайити Оно. Илья уверяет, что тоже не готовит себе смену из 16-летнего сына Кирилла. Но, сам того не осознавая, учит его предпринимательству, объясняя, что ответственность делает мужчину сильнее, а риск приносит неплохие дивиденды. И только попробуйте сказать, что это к бизнесу не относится!

Полная версия материала:
09.09.2013, деловой еженедельник «Компания» http://ko.ru/articles/25115